Сюрпризом
региональной сельскохозяйственной выставки "Золотая Нива-2008",
которая проходила в Барнауле, стало две новинки, переворачивающие привычные
представления о техарсенале земледельца. Они призваны не только восполнить
острый недостаток техники, ставший бичом сельхозпроизводства в период уборки
зерновых и заготовки кормов, но и произвести маленькую революцию в сроках и
качестве осенней страды. Девятиметровая широкозахватная жатка (почти вдвое шире
обычной) "ЖВП 9,1"с планетарным приводом режущего аппарата и
механизмом быстрого реза и навесная
широкозахватная жатка ЖВН 9,1 с планетарным приводоми быстрым резом по типу Шумахер, производство
которых освоено на Украине усилиями нескольких компаний .Эти широкозахватные
жатки, не уступают лучшим зарубежным аналогам и в полтора раза повышают
производительность во время уборки за счет увеличенной скорости резания.
Двойной размах жатки особенно ценен в степных районах Алтая, Сибири и
Казахстана, где необъятная ширь полей дает ей простор для показа
"боевых" качеств на уборке. Уже сейчас об этих чудо-агрегатах в
кругах земледельцев ходят легенды, и немало желающих заполучить их в преддверии
будущей страды. Впрочем, по порядку.
К идее
"широкозахвата" вернулисьв
постперестроечные годы, когда износ сельхозтехники и ее дороговизна поставили
село на грань выживания. Требовалось хоть и не принципиально новое, но
кардинальное решение проблемы. И ученые-аграрии, обратившись к былой идее
"широкозахвата", решили ее в духе времени. Мы разработали жатку
(ЖВП-9,1), которой не нужен комбайн, а в качестве движущей силы выступает
обычный трактор "Беларусь". Так, рассудили они, и дешевле, и надежней
(ибо комбайновые целинные "десятки" имели свои минусы и в распутицу
нередко выходили из строя). У советского "вездехода" МТЗ-80
проходимость куда выше, да и трактора эти есть в любом хозяйстве еще с
застойных времен.
Плюсы "широкозахвата"
Применение
нашей жатки позволяет существенно сократить сроки уборки, снизить потери и
травмирование зерна. Главный плюс - производительность. Она достигает 8
гектара в час, что почти наполовину выше, чем у любой другой отечественной
жатки. Этим она выгодно отличается от обычной "енисейской" жатки
ЖВН-6А. Рекордная выработка - результат и более широкого захвата, и
сравнительно высокой скорости движения (до 7,5 километра в час). И это не
в ущерб качеству, высота среза обеспечивается оптимальная.
Не менее важен показатель надежности, ведь частые
сбои способны свести на нет все другие преимущества. И здесь
"широкозахватка" на высоте: ее конструкция обеспечивает простоту
обслуживания и долговечность. Испытания подтвердили, что ей нет равных в
прочности, надежности и взаимозаменяемости запчастей.
У расчетливого крестьянина сразу возникает
деликатный вопрос: сколько горючего съедает сия техника? Цены на солярку и
бензин растут день ото дня, и экономия на тяговой силе стала одной из
главных забот земледельцев. В этом и заключается главная прелесть новизны
чудо-жатки. Она не самоходка, а прицепной агрегат, и тянет ее обыкновенный
трактор "Беларусь" с экономичным двигателем. К примеру, как
показали испытания, затраты на горючее всего 1,9 рубля на гектар - почти
втрое меньше, чем у "енисейской" конкурентки. А общие
эксплуатационные расходы меньше на 15 процентов.
Немалые выгоды дает мобильность Мелитопольской
жатки. Переброска комбайнов с поля на поле - весьма трудоемкая операция.
Прицепные "ЖВП9,1" легко транспортируются трактором, а в рабочее
положение переводятся в считанные минуты.
Или взять такой немаловажный момент, как положение
колосьев в валке. "Широкозахватка" оставляет колосья в верхней
части валка с широким просветом, что ускоряет их сушку. Колосья
продуваются ветром и сохнут даже в ненастную погоду. Валки ложатся
широкие, ровные - и производительность подборочного комбайна повышается в
полтора раза, не говоря о существенном снижении потерь зерна.
Практика показала, что от
использования новых жаток в выигрыше и мать-земля. За счет сокращения
количества проходов агрегата по полю уменьшается уплотнение почвы, сохраняется
ее плодородие.
По цене же жатка куда дешевле,
чем дорогостоящий комбайн-"миллионер".